30.06.2017 — Приходской и консисторский экземпляры метрической книги

Метрические книги – важнейший источник генеалогической информации. Без тщательного изучения этих документов не обходится ни одно генеалогическое исследование. Велись метрические книги в двух экземплярах, один из которых передавался в консисторию (консисторский экземпляр), другой хранился в церкви (приходской экземпляр).

В 1722 году вышел указ «Прибавления к Духовному регламенту», согласно которому необходимо было ежегодно подавать сведения из метрических книг в Архиерейский приказ. Священники ежегодно отправляли в специальные органы церковного управления краткие списки из приходских экземпляров. Данная информация была неполной – часто отсутствовали данные поручителей, восприемников, мест погребений. 

Согласно указу от 20 февраля 1724 г. краткие списки стали называться «перечневыми экстрактами». «Перечневый экстракт» формировался тем же приходским священником, который вёл и метрическую книгу. В начале января документ передавался в консисторию, где собранные с разных приходов документы, сшивали в единую книгу. С конца XVIII в. документы из одного уезда стали сшивать в одно дело по годам.

Только с 1779 г. «перечневый экстракт» стал заполняться как и приходской экземпляр метрической книги, т.е. включал все имеющиеся сведения из приходского экземпляра. Следует отметить, что консисторский экземпляр был написан, как правило, более аккуратным почерком, чем приходской экземпляр. Правда, при переписывании метрической книги переписчик мог непреднамеренно допустить ошибку.

В Государственном архиве Пермского края сохранились воспоминания Василия Алексеевича Игнатьева (1887-1971), в которых автор рассказывает о работе своего отца, служившего в одной из церквей. Переписывание метрических книг во внерабочее время стало для отца В.А. Игнатьева одним из видов дополнительного заработка.   В.А. Игнатьев пишет: «Отец служил дьяконом на псаломщической вакансии, т.е. тем, кого называли короче дьячком. Как участник богослужения он выполнял и функции дьякона и функции псаломщика, но по оплате за, так называемые, требы, по дележу, так называемой, братской кружки, ему причиталась четвертая часть, так, например, если совершение крещения ребёнка оплачивалось двадцатью копейками, то на его долю падало пять копеек. Особую, индивидуальную, плату отец получал за оформление, так называемого, обыска при совершении браков, а также за ведение метрических книг по своему приходу, в состав которых входили: а) списки о вступивших в брак, б) умерших, в) родившихся, г) списки, прошедших исповедь. За все эти списки платились гроши, а времени они отнимали много, потому что они пересылались в консисторию, которая требовала тщательного и аккуратного выполнения их. Как часто нам приходилось видеть за столом согбенную фигуру отца, целыми днями, с утра до вечера, переписывавшего «метрики».

Сведения о лицах, совершавших церковные обряды, и о тех, кто записи  «c подлинною метрической книгой сверял»,  указаны в конце каждой части метрической книги.

« Все новости