24.12.2018 — Прикамские старости: уезд в тылу у белых

Свободная Пермь. №59 от 28 марта 1919 года
По нашему краю. По Пермскому уезду.
Прошло уже три месяца с той поры, как г. Пермь и почти весь Пермский уезд освобождены от ига коммунистов; но нормальная жизнь в нем еще не восстановилась. Приуралье сравнительно долго было под игом совдепов и раны, нанесенные ему, слишком глубоки. Пермский уезд на половину горно-заводской, и вот горнозаводская часть его более всего испытывает тяжелые последствия от экспериментов большевиков.
Почти все горные заводы бездействуют из-за отсутствия топлива, заготовлять которое в пылу диктатуры пролетариата большевики забывали или были не в состоянии.
С приходом сибирских войск в восточную, горнозаводскую, часть Пермского уезда, в середине декабря, там вскоре же появились в изобилии главные продукты питания – мука, мясо и масло, об употреблении которых население почти забыло; в октябре и ноябре заводское население держалось на пайке в ¼ ф[унта] ржаного с мякиной или овсяного хлеба, а иногда лишь на мороженой картофели. Продукты появились в изобилии по невысоким, сравнительно, ценам.
Но это было недолго. С удалением фронта на запад и увеличением спроса на продовольственные продукты из Сибири цены на них сильно поднялись и становятся непосильными для заводских жителей из-за отсутствия работ.
В Пермском уезде в настоящее время работают частные заводы лишь Добрянский, Полазнинский и Юго-Камский. Все заводы на самом Урале, в восточной части уезда, Бисерский, Пашийский, Кусье-Александровский, Теплогорский и Чусовской – стоят. Пашийский и Чусовской заводы принадлежали французской компании «Камскому акционерному обществу» и теперь в них пока нет хозяев.
Бисерский чугуноплавильный завод Лысьвенского горного округа остановился на неопределенное времяиз-за неимения топлива и руды, и вместе с тем, вследствие того, что на нем сделана громадная заготовка чугуна , которого хватит для Лысьвенского завода , при полном действии его, на 14 месяцев.
….
Высокие цены на продовольственные продукты в Пермском уезде зависят от расстройства железнодорожного транспорта и дороговизны гужевой перевозки. То, что приходило гужем, привозилось крестьянами Екатеринбургского и Красноуфимского уездов. Крестьянство же Пермского уезда почти с самого прихода Сибирских войск занято перевозкой военных грузов на фронт и другими принудительными перевозками и работами.
В настоящее время, можно сказать, в движении вся конная сила Пермского уезда; дома остаются лишь старые да малые (наряжаются для перевозок и женщины).
Большую часть перевозок, а воинских все, крестьянство исполняет бесплатно. Крестьянство Пермского уезда несет ныне большие жертвы для очищения Приуралья от большевиков. Помимо работ крестьяне весьма охотно жертвуют на нужды армии: хлеб, фураж, холст для белья, жертвуют все, что можно, на лазареты; так в Васильевской волости пожертвовали овса по 5 ф[унтов] с души и сена 6 возов, в Филатовской волости сена 100 пуд[ов] и овса по 20 ф[унтов] со двора.